TxClub.Ru - Интересные рассказы и истории ! » Познавательные рассказы » Откуда взялось выражение Деньги не пахнут ?

 

Откуда взялось выражение Деньги не пахнут ?

Автор: SchokK | Посмотров: 773 | Категория: Познавательные рассказы

0
Откуда взялось выражение Деньги не пахнут ?


Выражение Деньги не пахнут


Откуда взялось выражение "деньги не пахнут"?

Это крылатое изречение принадлежит римскому императору Веспасиану. В поисках дополнительных доходов казны он ввел налог на общественные туалеты, которые на беспристрастном латинском языке именовались не иначе как "мочевые".

Когда сын императора упрекнул отца в том, что он ввел такой "неприличный" сбор, Веспасиан поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил, пахнут ли они. Ответ сына был отрицательный.

Изнеженные римляне не могли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, ведь туда, как и в знаменитые бани, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Расчет императора оказался верным - деньги хлынули в казну.

01 января, 2005

Это произошло в Риме.

Император Веспасиан, который правил с 69 по 79 год, решил собирать налоги (плату) за пользование общественными туалетами.

Сын Веспасиана - Тит – начал упрекать за это отца.

Тогда тот поднес к сыну монету и спросил, чувствует ли тот какой-нибудь неприятный запах.

“Нет”, - ответил Тит.

“Но ведь это же деньги с мочи!” – воскликнул Веспасиан.

Так и родилась поговорка “деньги не пахнут”, которая имеет не очень хорошее содержание. Ведь она обозначает вот что – для достижения прибыли годятся любые средства.

Лично мы с этим не согласны...

Aes non olet — «деньги не пахнут»

Выражение родилось в качестве комментария к изложенному римским историком Светонием (Гай Светоний Транквилл, ок. 70 — ок. 140) диалогу, однажды состоявшемуся между римским императором (69—79) Титом Флавием Веспасианом (9—79) и его старшим сыном Титом.

На основе этого эпизода и сложилась, крылатая фраза, во многом обязанная своим рождением позднейшим авторам, в частности, римскому писателю-сатирику Ювеналу (Децим Юний Ювенал, ок. 60—ок. 127). Его строка из 14-й сатиры была очень популярной в Риме: Lucri bonus est odor ex re qualibet — Запах прибыли хорош, каково бы ни было ее происхождение.

Изобретение туалета уходит корнями в глубь веков, и уже сложно сказать, где этот признак цивилизации появился впервые. По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры. «Продвинутые» жители Крита уже тогда делали внутренние туалеты со смывом. Выглядели они, как каменные стульчаки, к которым при помощи сложной системы труб подводилась вода. 3800 лет назад их придумала царица Крита, присевшая облегчиться возле ручья и увидевшая, как все, что она извергла, было смыто течением. Прообраз туалета, предназначенного для практического применения, появился приблизительно 3000 лет до н.э. в Месопотамии. Канализация уже существовала в Древнем Египте: археологи обнаружили там сточные каналы, которым свыше 2500 лет, а стульчак из известняка, найденный близ Тель-эл-Амарны, датируется ориентировочно 1350 г. до н. э. Такой же древний туалет относится к цивилизации Мохенджо-Даро (2500 лет до н.э. на территории нынешнего Пакистана). Это кирпичное сооружение со стульчаком, связанное с подземной сточной системой. Более продвинутые системы подземного отвода дождевых и бытовых стоков существовали в Вавилоне, Карфагене, Иерусалиме. Как отхожее место клозет впервые повсеместно встречается в V в. до н.э. в Афинах, где воду и нечистоты с площадей отводили при помощи специального канала глубиной и шириной 1 метр. В Китае, в захоронении императора западной династии Хан (206 год до н.э. – 24 год.н.э.), следопыты нашли каменное сидение с подлокотниками и сливной бачок, наполнявшийся проточной (водопроводной!) водой.

Римскому императору Веспасиану досталась страна, изрядно разоренная гражданской войной, а потому ему пришлось проявить поистине неординарное государственное мышление и административный талант, чтобы буквально по крупицам возродить империю.>/u> Необходимость как можно быстрее пополнить государственную казну заставила Веспасиана вводить самые разные налоги и жестоко карать за попытки уклониться от их уплаты, что дало римлянам повод для весьма ироничного и саркастичного отношения к своему императору, которого недовольные граждане порой обвиняли даже в скудоумии.

Объективности ради надо заметить, что Веспасиан, говоря современным языком, “проводил взвешенную налоговую политику”, следя за тем, чтобы подати не были разорительны для провинций, а деньги в казну поступали за счет не самых обременительных налогов. Одним из его нововведений был неслыханный для Рима налог на “латрины” — общественные туалеты. История приписывает Веспасиану необыкновенную находчивость и великолепное чувство юмора, не единожды его выручавшие. Так случилось и тогда, когда его сын Тит, до глубины души возмущенный столь неблагородным способом зарабатывания средств, обратился к отцу с укорами. Нимало не смутившийся император тут же заставил сына понюхать деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан с удивлением заметил Титу: “Странно, а ведь они — из мочи”. Так “мочевой налог” породил одну из самых распространенных и поныне фраз “non olet pecunia” — “деньги не пахнут”.

Pecunia non olet (или. Aes non olet - "деньги не пахнут") - знаменитая древнеримская поговорка, ставшая воистину настоящим гимном сущности денег как инструмента. Именно эти слова сказал император Веспасиан, когда новый источник дохода в скудеющую казну начал давать вполне ощутимый доход.
К слову сказать, часто это событие представляют в несколько ином свете, чем оно было на самом деле. А в действительности было так: Веспасиану досталось не слишком радостное наследие от прошлого правителя.
Прошедшая недавно гражданская война нисколько не способствовала улучшению материального благосостояния государства. Экономика, даже древнеримская остро нуждалась в восстановлении и государство, как связующая часть гражданского сообщества в первую очередь. И уникальный талант администратора Веспасиана, равным образом как и его коммерческие способности пришлись удивительно к месту. Своей тщательностью и самоотверженным трудом Веспасиан организовывал необходимые государственные структуры и успешно возрождал империю.
Ясно, что налоговые мероприятия были одним из самых задействованных инструментов. Жесткая необходимость пополнения казны стимулировала богатое воображение Веспасиана. В результате появлялись подчас забавные, но весьма действенные способы пополнения денежной массы в скудной казне тогдашней Римской Империи. Вместе с тем Веспасиан находил очень жесткие карательные меры против уклонения от налогов.
Народная молва не оставила без внимания эти действия. Вольнодумчивые патриции весьма иронично, порой саркастично обсуждали государственные указы. Нередко Веспасиана даже обвиняли в скудоумии, что было совершенно несправедливо.
Светоний, Vesp. 23 заслуженно отмечает, что Веспасиан, как многие авторитарные правители (как напр. Муссолини) был очень находчив, скор на острое слово и обладал великолепным чувством юмора. И даже позволял юному поколению некоторый либерализм во взглядах. Именно последнее явилось причиной того, что юный Тит обвинил папика в том, очередной его способ получения денег, по мнению молодого поколения весьма безнравственный. И даже деньги несут в себе отрицательный заряд от источника их получения. Неприличный метод тогда именовался "мочевой" налог.
Веспасиан тут же предъявил именно те монеты, которые только что были доставлены из фешенебельных туалетов. И вопросил о том, исходит ли от таковых запах. Получив отрицательный ответ, тем самым породил одну из самых знаменитых финансовых идиом. Именно "мочевой налог" и есть источник бессмертной фразы: "non olet pecunia" - "деньги не пахнут".
На самом деле, те самые "латрины" - общественные туалеты были не столько местом для удовлетворения крайней необходимости. Привыкшие к комфорту, испорченные роскошью римляне очень любили пользоваться именно этими заведениями. И действительно - удовольствие от посещения шикарных мраморных хором, которые тогда назывались туалетами было весьма комплексным. Нелишне отметить, что их посещали как и знаменитые термы (бани), и не столько по естественной надобности, а для деловых встреч и задушевных бесед. Отсюда можно точно дать определение этого налога - он вполне проходит категоризацию как налог на роскошь. Расчет императора оправдался - казна получила неплохой и постоянный денежный доход.
Информация